doff_guitars (doff_guitars) wrote,
doff_guitars
doff_guitars

Девять историй о гитаре. История шестая.

MI0003869687_full.jpg

Освежим память.

Вспомним, о чем мы говорили  в первых пяти статьях:

  1. В первой – речь шла об Италии и о появлении шестой струны.

  2. Мы перенеслись в раннюю Испанию. Разобрались, почему там так долго держались гитары с хорами, а еще поговорили о первой веерной схеме. В ней же – по хронологии – перекинули глаза на другой конец Европы – в Россию. Поговорили об одной из гипотез возникновения семиструнки.

  3. Вся третья статья была посвящена второй гипотезе возникновения русской семиструнной гитары.

  4. Четвертая статья продолжила тему России. В ней шла речь о начальном периоде гитаростроения – о мастере Батове.

  5. Пятую статью мы посвятили взаимосвязи Франции и Испании в первой трети XIX века. Мы попытались понять, как и почему салонная гитара вдруг превратилась в концертную.

  6. Кроме того, - отдельно, - мы подробно поговорили о маэстро Агуадо. В одной статье и в другой.


У нас образовалось белое пятно, в которое попала громадная в то время Англия и шире – Британская империя, которая издавна насмерть дралась с Францией.

Гитара ганноверской Англии.

Хорошо ли, плохо ли, но об истории английской гитары молчат почти все. Пожалуй только Вестбрук, - как истинный сакс, - посвятил гитаре своей страны целый раздел одной из книг. Но и там нет ничего интересного. Вестбрук силится сказать что-то, но кроме констатации пустоты – сказать ему нечего.

А говорить об английской гитаре много и не нужно.

Там были мастера - Престон и Гросджин, но их гитары были так убоги, что упомянуть их можно только как исторический казус. Например, что такое «ус» (кант)?



Ус – это наборный однослойный, а чаще многослойный кант, что не просто украшает периметр деки и резонатор, но еще и значительно их укрепляет. Делали ли канты в Англии? В Англии вместо канта – гитару просто раскрашивали. Да-да, брали краску и рисовали всякую английскую хохлому.

В Англии делали гитары-цистры, о влиянии которых на русскую семиструнку – мы уже говорили.

moon-night.jpg

Была ли гитара-цистра вообще гитарой – большой вопрос. То, что на инструменте играют не смычком, не плектром, а щипком – не делает инструмент гитарой. Как не исключает гитару из ряда гитар, если на ней играют медиатором. Ведь медиатор – это разновидность плектра. Гитарообразных инструментов вообще очень много. Но все они – не гитары, так почему же английскую гитару-цистру считать гитарой? Загадка.

Но в Англии была одна особенность. Одна – но чуть ли не самая важная. Лондон выбирали гитаристы для проживания. В 1815 туда уехал Сор (о нем мы говорили очень много), после – Лакот (о нем говорили – еще больше), в 1819 году – Луис Панормо, в 1828 году Панормо выдает за гитариста Уэрту, который тоже поселился в Лондоне, дочь. В 30 году в Лондоне поселяются братья Рудлоффы (чью конструкцию под номером О28 впоследствии позаимствует Мартин). Именно Рудлоффы изобрели крестообразную схему пружин.

Такая высокая концентрация гитаристов создавала все условия для конкуренции. Например, известно как ругался в письмах гитарист Уэрта на гитариста Сора и гитариста Карулли, прямо называя их своими злейшими врагами. Знаменит также казус – почти анекдот – о приятельстве Панормо с Сором и Уэртой. Как только Сор заявлялся в гости к Панормо, Уэрта досадливо убегал через заднюю дверь. Так и бегали друг от друга, а Панормо любил обоих.



В Лондоне жила семья Пельцер, настолько дружелюбная, что поддерживала отношения со всеми перечисленными лютье, а еще – с Буланжье. Что такое случилось и почему в Лондоне сконцентрировалось такое громадное количество лютье и гитаристов – мы можем только предположить.

А предположение одно – Франция драла Англию в пух и до этого, но в XIX веке там случился Наполеон, и Англия стала практически единственной страной, свободной от Империи корсиканского выскочки. С Трафальгара Британия стала бить Наполеона так, что Россия – только завершила поражение Франции. То, что мы заморозили имперскую армию и потому вошли в Париж, вовсе не означает, что именно мы победили Наполеона. Британия сделала для этого гораздо больше. Напомним, что в Испанию французы пришли тоже, что закрыло эту страну для спасения.

И на этом предположения завершим, как бесполезные.

Чуть притормозим.
С Пельцерами – не все так просто.

Пельцеры в викторианской Англии.
Появление тревел-гитары.


Отец-Пельцер родил двух дочерей, да таких удачных, что обе прославились гитаристками, а одна – даже стала профессором по классу гитары. Он же ввел в дом Луиса Панормо, о котором мало известно – а совершенно напрасно. Панормо – целая ветвь гитарных лютье, из которых Луис – самый младший и самый известный. Но если его известность – настолько неизвестна, что уж говорить о восходящей линии. О них вообще – только отрывочные сведения. Мол, - да, - были такие итальянцы, делали гитары. Ну вот и все. Пожалуй, нужно посвятить им отдельную статью, как мы сделали с Агуадо.

Две дочери Пельцера – Джулия и Катарина (выступавшая под псевдонимом Сидней Праттен) настолько сдружились с лютье Панормо, что вместе придумали нечто новое.

Понятно, что тревел-гитара могла появится в любой исторический отрезок времени, в любой школе. Если в эпоху барокко была мода бегать хорошей рысью по античным развалинам – тревел-гитара могла появиться и в эпоху барокко.
Соответственно, целью историка будет поиск точки, в которой сошлись бы несколько факторов – размера, предназначения и авторства.
Давайте разбираться, откуда пошла гитара для путешествий.

Условимся, что мы не будем изображать из себя гадалок и придумывать то, в чем не может быть никакой уверенности. О том, что гитара предназначена для путешествий можно судить по двум критериям: по намеренному уменьшению габаритов и по сочетанию такого уменьшения с документированным утверждением автора-мастера или владельца о том, что гитара изготовлена специально для удобства перемещения.

В Париже есть Cité de la musique – Парижский Музыкоград. Один из самых богатых в мире по коллекции гитар. Среди экспозиции в нем есть гитара лютье Ламберта 1780 года.

тревел изменен.jpg

В ней нет ничего удивительного, кроме размера. По утверждению каталога музея длина этой модели – 660 мм. Удивительная цифра. Чуть больше мензуры современной гитары. Ко всему прочему – она еще и с хорами (со сдвоенными струнам). Как играли на такой крохе – непонятно, но, если в каталоге нет опечатки, то перед нами – самый близкий прототип современной тревел-гитары. Быть может, это и есть первая тревел-гитара.
Причислить ее к тревелам мешает одно – автор не указал цели ее создания. Потому мы сделаем предположение – наверное, это и есть первая тревел-гитара. А точно сказать не сможем.

Зато точно можем говорить о гитаре, которую сделал Панормо для Сидней Праттен. Уже старенькая – мадам Праттен – отчего-то решила, что эту гитару сделала она сама. Мы понятия не имеем, насколько правильно росли руки у профессора Праттен, но то, что рядом с нею был прославленный лютье Панормо – заставляет думать, что эту гитару, все же, делал он – пусть и по рекомендациям Сидней Праттен. Старческая деменция не щадит никого. Даже профессоров-гитаристов.

тревел изменен.jpg
Сидней Праттен и Луис Панормо

Во второй трети XIX века, когда на престоле уже сидела королева Виктория, мы впервые видим, как на маленькой, походной гитаре – стал играть взрослый человек, и не просто какой-то там местный юродивый, а концертирующий артист.
Тем более любопытно, что таким артистом была женщина.

В исторической науке ее имя обходится. Это совсем не удивительно. Мало ли было гитаристов в ту эпоху. Совсем недавно руководитель British Music Experience, историк гитары Джеймс Вестбрук написал несколько статей, а также несколько глав в монографиях, посвященных гитаре – о дружбе лондонского лютье итальяно-французского происхождения Луиса Панормо с семейством Пельцер. Первые ее гитары, подаренные отцом, были руки Лакоты, а после – она близко сошлась с мастером итальянских корней Луисом Панормо. И там, и там – сошлись даже не два человека, а два больших семейства – потомственных лютье и потомственных исполнителей.

И здесь – соблюден критерий исторической научности:

1. Гитара была намеренно уменьшена для удобства перемещения по стране;
2. Это было зафиксировано документально;
3. Инструмент так и назвали – «Бамбино-гитара», хотя звучала она получше некоторых полнокорпусных инструментов.

Гитара Ламберта под эти критерии не подходит, хотя внешне – она даже меньше тревелов Праттен.

Что же еще сказать об Англии, кроме того, что она гостеприимно приютила «парижских изгнанников» и почти по случайности дала счастье итальянцу Панормо познакомиться с благотворителями - Пельцерами? Только то, что следствием всех этих миграций – стала смерть французской гитарной школы. Во Франции просто не осталось лютье. Кто-то уехал в освобожденную Испанию (Агуадо и Сор), кто-то крепко сидел в Австрии (Штауффер), в Лондоне был основан просто какой-то громадный клуб лютье, даже Россия основала собственную инженерию гитары, а Франция себя обездолила.

За все нужно платить. Особенно дорого – за попытку покорить мир.

© D'OFF
© Кудрявцев Алексей
Tags: история гитары

Recent Posts from This Journal

  • Проба Дредноута

    Молодой и талантливый форумчанин под ником МеталликФан записал ролик на дреде ДОФФ. Записал, как мог, но получилось все равно очень мило.

  • Джамбо (кедр, клен)

    Форумчанин с ником "Тракторист" (Гитарплеер) дал краткий отзыв на довольно старую модель нашей гитары. Будем благодарны, если он…

  • Панормо

    В шестнадцатом году девятнадцатого столетия Old John Betts, старый-добрый Джон Бетс – сходил с ума от отчаяния. Его соотечественники, эти…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.1

    Отлично помню, что начал интересоваться историей лаковых покрытий – ровно с возмущения словами патриарха Рамиреса III. Он написал, что…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.2

    начало - здесь Как Шёнбейн обидел жену. Для общего развития – поговорим о самом знаменитом в мире лаке. Не о гитарном, нет. О лаке для…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.3

    начало продолжение Немного теории Так. На некоторое время остановимся и перестанем двигаться по истории, перестанем просто перечислять…

  • А вы любите многострунные гитары, как их любим мы?

    На деле – мы их не любим. Почему – расскажем. Не нужно относиться к этой статье, как к чему-то бесспорному. В отличие от многих…

  • Чем бы еще заменить дерево? Часть 1.

    Пытлив человеческий ум. Не спится спокойно изобретателям. Гитаростроение, при всей кажущейся фундаментальности, также заражено новшествами,…

  • Чем бы еще заменить дерево? Часть 2.

    начало - вот где Разгадка – в новом параллельном изобретении.Ранее двойной деки, Агуадо изобретает особую подставку для гитариста…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments