doff_guitars (doff_guitars) wrote,
doff_guitars
doff_guitars

А вы любите многострунные гитары, как их любим мы?



На деле – мы их не любим.
Почему – расскажем.
Не нужно относиться к этой статье, как к чему-то бесспорному. В отличие от многих предыдущих статей эта – не научна. Это только «мысли по поводу». Мы никому их не навязываем и оставляем за каждым безусловное право – иметь мысли, противоположные нашим.

Второй вопрос, который мы задаем: зачем?
Первый, конечно, другой: сколько же эта красота стоит? Сколько нарубили производители, поставив на два колка больше?

Гитаристу хорошо обладать навыками аналитика, чтобы не кидаться на первую яркую новинку, а после – не прокладывать челюстями курс к локтю. Структуральный анализ – самый простой из существующих, предполагает вычленение составляющих из элемента:

элемент,
рудимент,
фермент,
комплемент и т.д.

Использовать ту самую методику Шерлока Холмса, которую тролль Конан Дойл назвал дедуктивной, явно проверяя образованность своих читателей, т.к. методика на деле – противоположна дедукции – и называется индуктивной, идущей от частностей к целому.

К примеру, мы имеем шестиструнные гитары в большом изобилии и вдруг – однажды – встречаем гитары восьмиструнные, а после – девятиструнные, а после – видим на сцене мэтра Градского с потрясающим двенадцатиструнным инструментом и решаем, что вот такая новинка – непременно нужна и нам. Потому что звучит такая гитара, надо признать, потрясающе. Стереоподобно и объемно.

Но новинка ли это? Привычка к анализу – поможет остановиться, подумать – и утвердиться в желании, а, быть может, отказаться от скорых планов и остаться со старой доброй шестистрункой.
Тем более, что, как выяснится (как вскоре мы выясним), шестиструнка - гораздо моложе всех этих потрясающих восьми-девяти-двенадцатиструнных гитар. Когда-то давно – музыканты (а за ними лютье) – решили отказаться от дополнительных струн.
И, наверняка, не без повода.

Бедняга Дарвин только предположил, что нашей бабушкою является обезьяна, оговорив важное но – для подтверждения такой родственной связи нужно найти промежуточное звено. Ученые таковое не нашли, но не отчаиваются – и продолжают искать.

Гитарным историкам проще. Бабушка гитары – это виола (а прабабушка - лютня). Семейство виол изобильно, но совершенно точно - из него в семейство гитар существует переходное звено. Момент, когда на виоле стали играть не смычком, а щипком, т.е. когда смычковая виола превратилась в щипковую виуэлу де мано – можно считать переходным к знакомой нам гитаре.


Виуэла де мано

Струны – гитарный элемент - имеют т.н. рудимент – связь с предшественниками. Таким рудиментом являются хоры – сдвоенные струны.


Барочная гитара. Струны сдвоены в хоры, лады - навязные.

Мы намеренно не упрощаем терминологию этой статьи, не спускаемся к читателю, а поднимаем читателя к себе – чтобы ясно показать отличие рудимента от фермента, отголосков старины от нововведений. Чтобы не возникало ложного ощущения, что отжившая старина – это свежайшая новинка. Давайте научимся отличать плесень от подснежника. А для этого – немного напряжемся и запомним пару новых слов.

Привычным нам гитарный строй по семи (восьми на одной струне) ступеням в интервалах – ми, си соль, ре, ля – утвердился очень рано. Мы знаем это из сохранившихся сборников табулатур XVI века. Поначалу современные музыканты приходили в недоумение от того, что произведения, записанные в такой тональности и для такого строя – звучали на стандартной гитаре очень странно. Разрешилось все довольно просто. Стоило перестроить наши басовые струны октавой выше – все приходило в гармонию – и звучало как надо.
Здесь, кстати, разгадка настойчивой привязанности древних лютье к кипарису и клену, которые сейчас кажутся не вполне подходящими для гитар из-за своей способности рубить басы. В то время – басов просто не было. Жильные струны давали довольно кроткий и сглаженный тембр, потому его все время старались обогатить высокими гармониками – завышая и завышая. Клен способствовал этому как нельзя лучше. Мощные басы были ни к чему.

Жильные струны были мягки и не давали звука, который выходил бы за пределы небольшого помещения. Чтобы как-то усилить звук – струны сдваивали. Строй оставался единым, но струна в каждой ноте – была сдвоенной. Такие сдвоенные струны называются хорами.
Можно сказать еще проще – гитарная периодизация следует не столько хронологии, временным отрезкам, сколько конструкции – элементарным особенностям инженерии. Скажем, барочная гитара отличается от ренессансной тем, что четыре хора ренессансной гитары, унаследованные от виуэлы де мано, сменяются в барочной гитаре – пятью хорами. А гитара классического периода отличается от барочной тем, что в ней – струны становятся одиночными, но количество их колеблется от пяти до шести. И только романтическая гитара становится четко шестиструнной – и почти неотличимой от той, что стоит на возмутительном месте около батареи у вас (да-да, читатель, у вас) в доме.

А уж когда они сменились – не так важно. Принято говорить, что ренессансная гитара – это примерно XVI век, а барочная – XVII, но это так же верно, что зима – принадлежность января. Спросим жителей Африки и Австралии, когда у них зима, - и будем удивляться.
Скажем, в Испании барочная гитара дожила аж до XIX века – и дожила не просто в виде единичных гитар на антресолях чудаковатых ретроградов, а виде господствующего инструмента со значением национального символа.

Потому хронология – не так важна. Гораздо важнее конструктив. Или, как говорят структурологи, комплемент (совокупность элементов). Комплимент – совсем другое слово. Не стоит их путать.

Чтобы не забыть – возьмем на карандашик периодизацию по комплементам:

Протогитара.
Появилась из виолы и отличается от виолы – способом звукоизвлечения. Звук получали не смычком, а щипком. Самый подходящий кандидат на роль протогитары – виуэла де мано.
Это еще не гитара, но уже не смычковый инструмент.

1. Ренессансная гитара – возникла из виуэлы де мано в XVI веке.


Реконструкция ренессансной гитары. Обратите внимание, что первая струна - одиночная.

Характерный ее признак – четыре хора (или четыре сдвоенных струны, или восемь струн в совокупности). Строй можно только предполагать, потому что ни одной ренессансной гитары до нас не дошло. Мы знаем о ней только по сборникам табулатур, написанных для квартового строя ми-си-соль-ре. Ну и, конечно, по картинам.

В XVII веке ренессансную гитары вытесняет гитара барочная.
2. Барочная гитара. Она имела расширенный квартовый строй – с нотой ля, а позже – и с дублированной ми. Струны были все еще сдвоенными, т.е. сейчас такие гитары назвали бы десятиструнными и двенадцатиструнными, что, конечно, в корне неверно. Правильно их называть – пятихорными или шестихорными.


Пятихорная барочная гитара парижского мастера Дюмениля.

Хотя… в западных каталогах музейных музыкальных инструментов идет речь, все же, о количестве струн. Эти каталоги заполнены всевозможными ошибками. Мы сомневаемся, что составляли их квалифицированные историки. К примеру, каталог нью-йоркского музея описывает гитары Мартина сороковых-пятидесятых годов XIX века – как сделанные в Нью-Йорке. Возмутительная ошибка, показывающая полную некомпетентность и веру в силу штампа. Штампы на гитарах после 1839 года – действительно указывают на Нью-Йорк, но это было условием контракта Мартина, а сделаны они были в пенсильванском Назарете. Нам нет никакой нужды ни верить каталожным описаниям, ни даже просто обращать на них внимания. Только в газете «Правда» писали чистую правду. Остальные имеют право ошибаться.

Современные реконструкторы умудряются виртуозно играть на восстановленных репликах таких гитар – довольно запутанные произведения, но нужно понимать, что делали их – совсем не для виртуозов, а для самых обычных людей. Потому – на них играли очень просто – зажимая аккорды и извлекая гармонию последовательными переборами, а чаще и вовсе бряцанием.
Вести мелодию было еще сложнее. Пальцы путались в сдвоенных струнах. А если учесть, что и лады не были жестко зафиксированными, а были навязными из жил, - приходится предполагать, что о каком-то удобстве и речи не шло.

Понятно, что такое безобразие вскоре попытались упростить.
Сначала – избавились от хора на дисканте ми. Вместо хора – поставили одиночную струну. Сразу стало легче вести мелодию.
Этим не ограничились – и убрали хор на дисканте си. По той же схеме – вместо хора поставили одиночную струну.

Так постепенно – гитара из барочной становилась классической.
3. Классическая гитара. Современные гитаристы-любители плохо понимают терминологические различия и рассуждают о классической гитаре, подразумевая современную испанскую гитару конструкции Торреса. Это не совсем верно. Даже так – это неверно вовсе.
Классическая гитара – это гитара, появившаяся в классический период развития музыки, который равен классическому периоду в искусстве вообще. Т.е. это гитара от середины XVIII до первой трети XIX века.


Для иллюстрации - вот так выглядит гитара классического периода. Правда ведь, что у нее совершенно "неклассический" вид?
Гитару сделали в самом конце XVIII века в Париже. Мастер неизвестен.

От барочной гитары ей досталась "роза" в резонаторе (точнее, подобие розы), но хоры - уже сменились одиночными струнами. Мы специально взяли именно такую - необычную - гитару для иллюстрации, т.к. в классический период хоровые гитары очень часто переделывались под одиночные струны, а вот с этой гитарой сомнений нет никаких - ее не переделывали, а сразу построили под одиночные струны.

Классический период сменит период романтический – и гитары такого периода будут называться, соответственно, романтическими. И здесь тоже не будет намека на мягкий лунный свет и дорожки из снежинок. Романтизм – это просто направление в искусстве, а уже – в музыке.

1.jpg
Классическая гитара? Нет, господа, романтическая.
Скажем так - это гитара романтического периода, которую сейчас называют "классической".
Мастер - Луис Панормо.


Современное нам название «классическая гитара» - это кличка. На испанских гитарах очень удачно звучат произведения так называемых классических композиторов, потому и прозвали их классическими.
Четко запомним отличие термина от прозвища.

В классический период происходит важная ферментация элементов (преображение и развитие элементов) – избавление от хоров и окончательный переход к одиночным струнам.
Пять хоров в Италии – превращаются в пять струн. Мы очень условно говорим об Италии – только лишь на основании того, что до нас дошли две такие гитары - и обе они итальянские, неаполитанские.


Шестиструнная гитара Фабрикаторе - из Неаполя. Мастера Фабрикаторе были известны тем, что работали в период, когда свободно ходили и хоровые, и современные нам гитары.

Шесть хоров на остальном континенте – превращаются в шесть струн.
Только в Испании – до XIX века играли на шестихорной гитаре.


Поздняя испанская гитара с шестью хорами. В это время во всей остальной Европе - о таких гитарах забыли.
Мастер - Пахес.


Причину мы рассматривали в старых статьях. Если очень кратко – испанцы боролись с арабами и настойчиво вытесняли арабскую лютню. Эта реконкиста закрепила в национальном сознании шестихорный инструмент – национальным символом, за который упрямо держались, не желая принимать нововведений.
Все перевернул Наполеон. В XIX веке французы вошли в Испанию и принесли с собой шестиструнную европейскую гитару, играть на которой к удивлению испанцев, оказалось порядком проще и приятнее. Шестихорная барочная испанка была обречена.

Романтический период гитарной истории выделили довольно поздно. И с очень специальными целями – для того, чтобы подчеркнуть важность революционных новшеств в гитарной инженерии.
4. Романтическая гитара – это гитара, появившаяся во второй трети XIX века. А романтический период гитаростроения – начинается второй третью XIX века и заканчивается веком двадцатым, т.е. началом и окончанием реформ. Завершила романтический период – унификация гитары. Гитара стала однотипной по всему миру.
В романтический период – появились гитарные школы. В романтический же период – эти школы приказали долго жить. В этот период, как казалось, за ненадобностью - окончательно исчезают хоры.


Гитары "романтического периода" братьев Рудлоффов. Вторую - невозможно отличить от современной гитары.

Шесть струн – становятся стандартом.

Сейчас мы помолчим о русской семиструнной гитаре.
Терцово-квартовый русский строй с полным дублирование – стоял особняком. Семиструнная гитара – требует отдельного разговора, потому что она не подпадает под европейскую периодизацию. Это совсем отдельный инструмент – со своей отдельной эволюцией. Это другой вид рода гитар, отстоящий от шестиструнной на таком же расстоянии, как укулеле и электрогитара.

Попытки расширить возможности гитары путем увеличения количества струн возникали с самого начала романтического периода.


Парижский биссекс 1773 года. Хоровые гитары выходили из моды, а шести струн было маловато.

Посредственным музыкантам не сиделось ровно – и они стремились искупить недостаток техники избытком струн.
Все такие попытки стопорились известным ограничением строя. Они следовали привычному квартовому строю ми-си соль-ре ля – либо путем октавного удвоения, т.е. прибавлением новых струн на басах, которые дублировали дисканты – только звучали ниже, либо путем возвращения к хорам, т.е. удвоения струн. Строй оставался старым, а это значит, что нововведения – были ничем иным, как возвратом к прошлому.


Эксперимент русского мастера Архузена. К семи струнам прибавлены еще четыре.

Известно, как ругался Андрес Сеговия всем попыткам удвоения струн. Он советовал гитаристам отрастить дополнительный палец, но не пытаться улучшить и без того хорошее. В своей резкости он даже переходил границы. К примеру, он нанес смертельную психологическую травму Петру Спиридоновичу Агафошину – нашему талантливому семиструннику. После аргументов Сеговии Агафошин оставил русскую семиструнку – и перешел на европейский строй, что, конечно, было неоправданной ошибкой, т.к. доводы Сеговии, в данном случае, были ложными. Семь струн в русском строе – это не семь струн в строе европейском.

Восьмиструнки, которые мы можем встретить в магазинах, чаще всего имеют хоры на струнах си и соль, девятиструнки – еще и хор на ре, двенадцатиструнки – это полноценные шестихорные гитары.


Очень интересная гитара немецкой фирмы Baton Rouge. Хоры - на третьей и четвертой струнах.

Патентованные изобретения – могут иметь какую угодно конструкцию. Умельцы делают добавочные грифы, прибавляя басы или бас. Перечислять такие выверты нет никакой возможности, а главное – нет смысла. Если плохому танцору мешает только мужественность, то плохому музыканту – мешает все на свете, а главным образом – руки, которые плохой музыкант все время путает со струнами.

В любом случае, хорошо понять, что большинство современных попыток увеличить количество струн – не ферментативны, а рудиментны. Это путь назад – к барочным хорам. На них сложно играть хорошо. А оправданы они малым – на них здорово играть плохо.
Дворовым чёсом – можно получить очень богатый и приятный звук, покоряющий слушателей. И мэтр Градский – тоже чешет свою многострунку, хотя отлично играет соло на старой доброй шестиструнной гитаре, которая не устаревает и не устареет.
В это мы верим.
© D'OFF
© Кудрявцев Алексей

Tags: история гитары

Posts from This Journal “история гитары” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments