doff_guitars (doff_guitars) wrote,
doff_guitars
doff_guitars

Чем бы еще заменить дерево? Часть 1.



Пытлив человеческий ум.
Не спится спокойно изобретателям. Гитаростроение, при всей кажущейся фундаментальности, также заражено новшествами, главное из которых – поиск альтернативы дереву.
Казалось бы – зачем искать замену такому удачному материалу, тем более, что древесина – возобновляемый ресурс? Даже если какое-то дерево будет зачислено в список охраняемых – всегда можно найти ему замену. Если один вид палисандра сразу и вдруг попадает в запрещенный список – у лютье всегда под рукой целый набор возможных заменителей. Подешевле, подороже, в равную цену – которые по характеристикам вряд ли будут серьезно отличаться от исчезнувшего.
Или европейская ель. После известных событий сороковых годов двадцатого века – европейская ель стала настоящим сокровищем. В центре Европы она потеряла былые качества, зато на окраинах не тронутых бомбежками – сохранилась, пусть и в малых количествах. И тут для лютье не было затруднений. Оказалось, что кедровая древесина – мало чем уступает еловой.
И так – почти во всем. Так зачем искать замену?
Существует несколько внятных обоснований.

Первое – радикальное снижение рыночной стоимости.
Замена дерева эрзацем может быть выгодна при резком снижении стоимости конечного продукта.

Второе – сопоставимый с деревом звук.
Второй довод – происходит из первого. Если стоимость ниже, а звук – не хуже, какой смысли тратить больше? К сожалению, именно здесь – самое большое преткновение. Многие пытались получить звук, если не превосходящий звук древесного массива, то хотя бы сопоставимый с ним.
Самый древний способ – соединение равного массива драгоценного дерева с равным массивом дерева попроще. Или фанерование. Не стоит путать фанерование с фанерой. Хотя принцип изготовления у них схож, фанерование – сильно отличается от использования фанеры. Фанера – конгломерат тонких листов шпона. Фанерованная древесина – это два соединенных массива дерева (например, сосна снизу+палисандр сверху). Изначально, гитарные лютье прибегали к фанерованию вовсе не для удешевления производства, а в поисках лучшего звука.
Нужно признать, что фанерованные гитары звучали ничуть не хуже полномассивных, но, к сожалению, и не уступали полномассивным в стоимости. Овчинка не стоила выделка – и от фанерования со временем отказались.

Знакомая нам фанера – очень молода. Первый лущильный станок был изобретен в десятых годах девятнадцатого века. Тогда же сложились первые принципы изготовления фанеры:

1. слои шпона должны быть нечетными по количеству,
2. слои шпона должны располагаться крест-накрест,
3. фанера не будет терять прочности, если шпон с изъянами – поместить внутри – между слоями высококачественного шпона,
4. клей следует применять в строгой зависимости от цели (напр., нет нужды использовать дорогой влагостойкий клей, если фанера будет использована в сухом помещении) и т.д.

Десятилетием позже придумали альтернативу фанерованию – более дешевое шпонирование. При шпонировании – для соединения с древесным массивом берется не такой же слой дерева, а гораздо более тонкий слой – шпон. Шпон можно клеить сверху многослойной фанеры – и это будет очень дешево и очень выгодно. Шпоном можно маскировать или украшать дешевую древесину – и это будет не просто выгодно, но еще и звучно (звучную, но некрасивую ель, к примеру, можно шпонировать тонким слоем палисандра -  ель при этом почти не потеряет в звуке, а стоимость конечного продукта будет несопоставимо дешевле палисандровой).

Третий довод «за» эрзацы – предсказуемость результата.
Дерево – капризно по определению. Нет в природе одинакового ствола, нет и одинакового звука. Мастеру-одиночке – это не так принципиально. Он может позволить себе роскошь выбора, т.к. живет единичными заказами. Другое дело – поточное производство. Фабриканты стараются сделать так, чтобы гитары, сошедшие с конвейера – звучали более-менее одинаково. Одинаково прилично.
С деревом такое удается не всегда. Древесина гетерогенна и анизотропна (неоднородна и различна по строению). Предсказать с точностью, что вот этот массив будет звучать, а вот этот нет – невозможно.
С эрзацами – все гораздо проще. Подбирая сходный по качеству шпон, подбирая одинаковый клей, подбирая строгую технологическую вилку температурных допусков – мастера получают конечный продукт с очень похожими характеристиками. Другими словами – предсказуемый. Если речь идет не о фанере, а о пластиках – конечный продукт будет еще более предсказуемым.

А предсказуемость результат – гарантированно избавляет от рекламаций. Если покупателю честно разъяснили все плюсы и минусы – покупателю не на что жаловаться. Он получает ровно то, что ему обещали.

Четвертый довод. Неприхотливость.
Дерево – чрезвычайно капризно. Древесина может впитывать влагу, может влагу отдавать. В процессе набухания и усыхания – меняется внутренняя структура, разлагается лигнин – связующий материал древесины, разрушаются каркасы – волокна трахеид и либриформа, накапливаются внутренние напряжения.
Рано или поздно – губительные процессы вырываются наружу в виде трещин, сколов, деформаций и т.п. Деки трескаются в самых чувствительных местах, грифы крутит винтом, корпусы хотят разойтись по составным частям.
Обладатели инструментов из древесного массива стремятся замедлить эти процессы посредством регулярного увлажнения, бережного хранения. Некоторые, напротив, сразу пытаются снять внутренние напряжения, дать им свободу выхода в надежде, что после – массиву ничто не будет страшно. Есть легенда, что цыганские гитаристы специально ударяют деку гитары о воду, чтобы та слегка треснула. Они верят, что этим сразу снимают внутренние напряжения, освобождают и расслабляют деку – и, тем самым, улучшают звук. Никаких внятных научных обоснований такой практики, конечно, нет.
Эрзацы свободны от таких казусов. Акустическая фанера – не боится влажности, не боится деформаций. Тем более не боятся влажности пластики. Инструменты, сделанные из заменителей, можно хранить зимой и летом – без защиты.
Есть, разумеется, одно но. Если корпус гитары сделан из фанеры, а внутренние укрепления (пружины и клец) – из древесины, поломок избежать, все же, не получится. Цельдодеревянный гриф будет реагировать на влажность также чутко, равно – цельнодеревянные пружины. Сколько раз нам приносили ремонтировать буквально пополам разорванные гитары из фанеры, владельцы которых наивно верили, что фанера – не боится колебаний влажности. Фанера и правда не боится, зато пружины из дерева – тонко реагируют – и в морозную зимнюю пору – замечательно лопаются и рвут фанеру, словно бумагу.

Как бы ни показалось странным, внедрение в гитарную инженерию заменителей дерева – началом имеет вовсе не открытие полимеров. Начало таким попыткам, - пусть и не совсем очевидное, - следует искать в удвоении звуковых излучателей.

DOBLE DECK, DOUBLE TOP
Вторая дека или двойная дека?

Во второй половине XVIII века парижский лютье Жан Ламберт задумался.
До некоторых пор он делал самые обычные гитары – и не знал горя. Раскупались они хорошо, доход приносили. И все бы хорошо, коль не переменчивая мода. Модистки стали закатывать скандал за скандалом, обвиняя мастеров в том, что они делают гитары исключительно для мужчин. А как быть женщинам? С женскими компактными ладонями, маленькими пальчиками?
Ламберт пошел на поводу – и сделал несколько инструментов с уменьшенной мензурой – с малым расстоянием между ладами, с узким грифом и, конечно, с небольшим корпусом.
Первым затруднением стали рекламации. Дамы как жаловались раньше, так не переставали жаловаться и теперь. Но на этот раз жалобы касались неудовлетворительного звука.
Малый корпус не давал таких басов, как привычный, а резонатор, над вычислением которого в ту пору и не думали, неожиданно стал выдавать жуткие звуки – истеричного высокочастного спектра. Уменьшая резонаторное отверстие, удавалось понизить примарный тон гитары, обогатить его низкими тонами, но звук от этого становился все тише и тише – и, казалось, выхода нет никакого.
Ламберт, однако, был любознателен и призадумался вот над чем: что если добавить к единственному главному излучателю – второй? Увеличится ли от этого громкость?
Он поступил так – между верхней и нижней декой поместил еще один деревянный массив, отличающийся от верхней деки только тем, что у него отсутствовал резонатор. По задумке – вторая внутренняя дека должна была резонировать ансамблем с первой – и, тем самым, удваивать громкость.
Гипотеза, однако, не оправдалась практикой. Звук стал не таким скрежещущим, но, все же, не настолько громким, чтобы перевернуть представление о гитаростроении.
Конструкция с двойной декой, появившись, сразу забылась – за ненадобностью. О ней вспомнили совсем недавно – почти при анекдотических обстоятельствах.
Дело в том, что гитару Ламберта долгое время считали фанерованной. Долгое время никак не могли понять – как так? Почему кленовая задняя дека, гладкая снаружи, в резонаторе становится сосновой. Посмотрите на фотографию.



Видите годовые кольца сосны в резонаторном отверстии? Решили так – не иначе Ламберт сделал гитарный корпус из сосны, а сверху фанеровал его для красоты кленом.
Затруднение было одно – клен так себе красив, а точнее – нисколько не красивее той же сосны, потому фанерование кленом – спорное решение. Тем более, что дека в резонаторе – явно отстояла от дна – была явно завышена.
И тут на помощь пришли рентгеновские лучи. Под рентгеном стало ясно, что между верхней декой и дном – расположена вторая дека – как раз из сосны. Корпус оказался не фанерованным, а цельным.



Но, как было упомянуто, такая конструкция не давала особенного звука, потому о ней предпочли забыть почти на сто лет.
К практике вернулся знаменитый парижский мастер Лакот, да и то – не сам, а под влиянием маэстро Агуадо. Именно Агуадо научил Лакота увеличивать высоту обечаек, подсказал метод перелома струн нижним порожком для усиления звука. Он же надоумил Лакота – возвратиться к поиску нового звука путем добавления второй деки.
Как же избежали два мастера – Агуадо и Лакот – ошибки старого Ламберта? И избежали ли вообще? Если Ламберт был разочарован звуком второй деки, - как удалось преодолеть его неудачу новым мастерам?



(C) Кудрявцев Алексей
(С) D'OFF
Tags: история гитары, ликбез

Posts from This Journal “история гитары” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments