doff_guitars (doff_guitars) wrote,
doff_guitars
doff_guitars

СЕМЬ СТРУН



В 1767 году, в проекте свода законов Империи, Екатерина II записала: «Россия есть Европейская держава». Чужеземная принцесса с немецкими корнями – не хотела править азиатами и повыгнала со двора селюков-черкас, приучивших русских к бандуре.
При Екатерине Великой – Россия познакомилась с гитарой.



В последней трети XVIII века венецианец Карло Каноббио увлекся импровизациями на гитаре.


Джузеппе Сарти

Он загорелся мыслью соединить гитару со скрипкой в одном оркестровом пространстве – и весьма продвинулся в начинаниях. Каково было его удивление, когда он получил письмо из далекого Санкт-Петербурга, в котором ему сулили блага и почет – при условии, что он согласиться на переезд в снеговую страшную страну.
Каноббио стал наводить справки и обнаружил, что не быть ему первопроходцем. В Петербурге, оказывается, давно жил прославленный композитор Джузеппе Сарти – бывший ректор консерватории в Венеции. Особенно порадовался итальянец тому, что Сарти уже вовсю комбинировал сочетания разных инструментов, особенно – гитары и скрипки.
Каноббио без боязни принял приглашение – и до конца дней прожил в столице Империи.

В чем беда всякой систематизации, дорогой читатель? Разумеется – в самом принципе систематизации. История так причудлива, что ее переплетения можно аккуратно распутать, только погрузившись полностью. Часто же – приходится отдавать истории всю жизнь, потому что она – ни за что не соглашается раскрывать свои секреты.
Европейские лютье – тесно связаны с композиторами и исполнителями. Мы уже рисовали табличку преемства гитарных лютье – и удивлялись, как так получилось, что все они – сводятся в одну точку, к одному учителю.

Композиторы идут шаг в шаг лютье. Не было автора – без сотрудничества с мастером. Агуадо ничего не добился бы без Лакота и Лапревотта, Аркас – без Торреса.
Лакот дарил свои руки Карулли, его услугами пользовались – Наполеон Кост, Феликс Горецкий, мадам Праттен. Штауффер так и остался бы безвестным австрийским столяром, если бы не таланты Джулиани, Леньяни, Шуберта. Но и композиторы сильно зависели от лютье. Инструментов, мешавших игре, всегда было много – и только считанные гитары – игре помогают, сами направляют руку.

Начиная рассказ о русских гитаристах-семиструнниках, очень хотелось найти какие-то закономерности, систематизировать связи лютье и композиторов (исполнителей, аранжировщиков). Увы и ах. Ни Макаров, ни Соколовский не дают нам повода заподозрить кооперации с лютье.

Лютье были самородки, самородки были гитаристы.
Сосна на горе – раскидистая и одинокая – мы уже ставили этот образ в рассказы о Батове и Краснощекове. С полным правом повторимся в рассказах о гитаристах-семиструнниках.

Прошел век Екатерины. Она и думать не могла, что ее сын – вечно нелюбимый Павел, не только припомнит матушке все обиды, но и выведет их в свод законов о престолонаслении, навсегда закрыв для России времена императриц. Именно Павел I запретил женщинам наследовать российский престол.

Но тяга к Европе и европейским инструментам – пережила Екатерину, и Павел тут ничего не мог поделать. Сенатор Мятлев Пётр Васильич, распоряжавшийся несметными богатствами нескольких банков, пригласил в Петербург еще одного итальянца – Марка Аурелио Цани ди Ферранти. Цани ди Ферранти не только очаровал столичную публику виртуозным владением инструментом, но и оставил после себя первую печатную «Школу» - для гитаристов.
Это уже двадцатые годы XIX века, а значит, где-то под Москвой (как мы помним из прошлых исторических очерков) уже вовсю трудится Шереметьевский крепостной – Иван Андреевич Батов. Оказали на него влияние итальянцы или нет – мы доподлинно не знаем, но зато знаем точно, что Иван Батов – сразу делал семиструнные гитары, о которых итальянцы слыхом не слыхивали. Скорее всего – сами итальянцы практиковали у нас свои родные пятиструнки, быть может и более современные шестиструнные гитары, - но точно – не знали ничего о семиструнных гитарах и нашем плотном гармоническом строе.

Раньше Батова – над семиструнной гитарой работали два чеха – Гельд и Сихра. Последний нас интересует особенно сильно, т.к. он был не просто лютье, но и композитор (писал, в основном, этюды и упражнения), а еще больше – талантливый аранжировщик и исполнитель. Если Батов – прародитель русских лютье, то Сихра, без сомнения, прародитель всех русских семиструнных аранжировок. Андрей Осипович перекладывал для гитары русские народные песни – и делал это так умело, что по сию пору его произведения и гармонизации не потеряли актуальности. Ими пользовались и пользуются – без перемены успеха.
В 1841 году помер Батов, в 50-м помер Сихра.

В вилке до пятидесятого года были и другие исполнители-семиструнщики. О них мало говорят. Отчасти, это справедливо, т.к. и Гаврила Андреевич Рачинский, и Александр Егорович Варламов, и Александр Александрович Алябьев – строго говоря, не гитаристы. Рачинский был скрипачом, Варламов – плодовитым композитором, как и Алябьев. Гитара для них существовала только в качестве аккомпанирующего инструмента.

Дальше, по совокупному мнению историков, был упадок интереса к гитаре вообще. К семиструнной – в том числе.
Перефразируя советский слоган, скажем так: «Сихра умер, но дело его живо!». Никто до него не оставлял такого количества учеников. Не удавалось такого и тем, кто жил позже. Сродством к школе Сихры могли похвастать Семен Аксенов, Владимир Морков, Федор Циммерман, Василий Саренко.

Одна фигура выбивается из общего строя – Михаил Тимофеевич Высотский.


Два друга - Сор и Высотский

Он не учился у Сихры, хотя ученик Андрея Осиповича – Семен Аксенов, дружил с Высотским. Историки предпочитают говорить, что Аксенов пробудил у Высотского интерес к гитаре. Так ли это на самом деле – неизвестно. Высотский был самородок, музыкального образования не имел. Но обладал удивительным внутренним чутьем музыкальной гармонии.


Семен Аксенов

В двадцатые годы Высотский почти совсем отошел от преподавания, много пил. Денег для оплаты квартиры у него не было, потому он устраивал концерты для всех желающих. Выходил на балкон – и играл, импровизировал. Хозяин был доволен. Двух концертов в месяц хватало – и для оплаты жилья, и для удовлетворения потребностей гитариста в стимулирующих напитках.
Рассказывают, как в 1824 году Высотского по старой памяти позвали на прием, устроенный в честь гастролирующего гитариста Фернандо Сора. Изрядно поднабравшись, Высотский весь вечер только мрачнел, не хвалил игру Сора, но и не ругал, а когда его самого попросили сыграть – стал отказываться, да отнекиваться. А когда его, все же, уговорили, он сыграл так, что потрясенный Сор – без объяснения причин – собрал вещи и уехал из России в свой Париж и предпочитал позже вовсе не говорить об этой странной державе, где опустившиеся пьяницы талантливы настолько, что, будто древние полубоги, сами себя не ценят.
История с Сором произошла, когда Высотскому было тридцать с небольшим. Он жил быстро и умер, будто современный рокер, молодым. В сорок шесть лет он сгорел от чахотки.

Упомянутый Семен Николаевич Аксенов – ученик Сихры.

moon-night.jpg
Сихра

«Любезный друг! - читаем мы в одном из писем Сихры к Аксенову, - Я имел удовольствие быть твоим руководителем в музыке. Дарования твои увенчались лучшим успехом, и в возмездие за труды, ты полюбил меня. Посвящение экзерсиций моих да послужит доказательством, что Сихра находит славу свою в таланте Аксенова, а честь – в дружбе его».
//цит. по Стахович М. История семиструнной гитары, - Спб, 1864.

Аксенов – первым осуществил на семиструнной гитаре некоторые сложные приемы. Он стал использовать искусственные флажолеты и, тем самым, вывел флажолет за три фиксированных лада. Он искусно подражал пению птиц, звону колоколов, гудению барабана.
Интереснее же всего то, что, когда пришло время издавать пособие по игре не семиструнной гитаре, Аксенов выпустил «Школу» Игнаца Гельда, а не своего учителя Сихры. Это до сих пор составляет некоторую загадку. Историки не вполне понимают мотивов Семена Николаевича, а некоторые – ищут в этом подтверждение своих теорий о происхождении русской гитары от Гельда. Мы не будем ничего утверждать. Это не цель данной статьи. Просто примем к сведению.

Мы двигаемся строго хронологически – все ближе к современности.
Младше Высотского и Аксенова был Николай Петрович Макаров.


Россыпь русских семиструнников: Сазонов, Агафошин, Макаров, Орехов.
Макаров - верхний справа.

Костромской дворянин, он до самой пенсии служил офицером, а после – увлекся гитарой – со всей военной настойчивостью. Уже пожившим человеком, он освоил этот непростой инструмент – и хотя играл довольно однообразно (в чем его постоянно упрекали), никого не слушал, и сам себя почитал живым классиком. Средств у Макарова было достаточно, а с ними – достаточно влияния. Когда критика его исполнительского мастерства превысила все меры, он становится популяризатором – и организовывает знаменитый брюссельский конкурс лютье, на котором награды получают мастера Шерцер и Архузен и композиторы – Мертц и Кост.

На восемь лет младше Макарова был Марк Соколовский. Он родился в 1818 году в еврейском городке Житомир, что в то время принадлежал Польше.


Соколовский

Соколовского часто сравнивают с Макаровым – не в пользу Макарова, конечно. Николай Петрович обладал выдающейся техникой, которая, однако, не прибавляла его игре ни таланта, ни страсти. Соколовский же, напротив, был сама экономичность. Его пальцы не бегали по грифу, а занимали самую выгодную позицию – где движения минимум, а пространства для маневра – достаточно. Если складывать впечатление по рассказам, он живо напомнит современного нам Максима Чигинцева. У него такая же экономичность – без суеты. Спокойная выразительная техника, в которой и так хватает всего, что нужно, без нарочитых излишеств.
Такого подхода оказалось достаточно для признания Соколовского «новым Паганини». Он объездил с концертами всю Европу – и его принимали тепло. Он любил Шопена и так играл его произведения на гитаре, что некоторое время слушатели были убеждены, что Шопен – писал специально для этого инструмента.

Петр Спиридонович Агафошин (1874-1950) – почти наш современник.


Сеговия, Агафошин, Климов, Попов (фото из журнала "Музыкальная жизнь")

Он возмужал как раз ко времени всеобщего упадка гитаризма. Сначала учился игре на семиструнной гитаре – и дошел до похвальных высот, а после – познакомился с гениальным испанцем Сеговией. Нам известно отношение Сеговии к семиструнной гитаре. Как-то он посоветовал любителям семиструнки – отрастить лишний палец, вместо того, чтобы портить гитару лишней струной. Это, мол, будет и гармоничнее, и полезнее.

Сеговия убедил Агафошина отказаться от семиструнки в пользу гитары шестиструнной. Тем самым вычеркнув его из истории семиструнки. А это очень досадно, потому что Петр Спиридонович – был не просто талантливым исполнителем, а и замечательным педагогом. Педагогического гения так не хватало в истории семиструнной гитары и вот, когда появился первый, случился обвал.

Владимир Станиславович Сазонов умер совсем недавно, в 1969 году. После него остались целые сборники великолепных аранжировок. В последнее время – их все чаще слышно в роликах домашних любителей семиструнной гитары.

Непосильная задача – объять всех русских семиструнников. Упомянутые гитаристы XX века – продолжатели традиции века XIX.
В старой статье мы довели обзор гитарных лютье до начала нашего времени, исключив послереволюционных мастеров. Кажется, так будет справедливо, тем более что двадцатый век – начало академической гитарной школы.
Которой нужно посвятить отдельный обзор.
Это справедливо и для гитаристов.


Знаменитый коллекционер семиструнных гитар - Бариев.

В самом конце мы поместим фотографии современных гитаристов. Пусть они будут без биографий и объяснений. Как было сказано - рассказы о них еще впереди.


Поэт и профессионал.
Высоцкий и Орехов.

Если мы ненароком забредем в уникальный московский магазин "Муздеталь", то наверняка встретим там Дмитрия Петрачкова.
Поверьте, с ним стоит познакомиться.


Он молод и чертовски талантлив.

Популярность семиструнной гитары - в прошлом.
Но кто может помешать энтузиастам посвятить себя ее возрождению?
Да никто.

(C) Кудрявцев Алексей
(С) D'OFF
Заимствование не вопрещается. Мы не жадные и денег не попросим. Перепечатывайте и пользуйтесь.
Просьба - уведомить и дать ссылку. Ребята, давайте не гадить друг другу.
Tags: семиструнка
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments