doff_guitars (doff_guitars) wrote,
doff_guitars
doff_guitars

ГИТАРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. ОЧЕРК ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 2.

о бложка.jpg

продолжение
начало - здесь


ДРЕВЕСИНА ГИТАР КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА И «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ГИТАРОСТРОЕНИЯ
XVIII-XIX века – время великих скрипичных мастеров.
Скрипичные лютье активно заменяют кипарис кленом, за ними следуют лютье гитарные.

Клен.
Лиственная древесина клена дает очень светлый и очень открытый звук. В смычковых инструментах клен звучит практически идеально. В щипковых – эта древесина подъедает нижний регистр. Во времена камерной музыки нижний регистр не имел большого значения, потому клен был чрезвычайно популярен.
Конечно же, клен клену рознь. Есть декоративные виды клена, есть очень прочные. Некоторые виды – активно поражаются грибками, другие – устойчивы к ним.

Красное дерево и эрзацы красного дерева.
Этот материал также пришел от скрипичных лютье.
Пожалуй, нет понятия более спорного, чем «красное дерево». Ситуация здесь схожа с извечным спором геологов и геммологов. Для геолога халцедон – это громадное семейство самых разных силикатов. Перечислить их почти невозможно. Силикаты - это и кварцы, и слюды, и шпаты; халцедон – это и хризопраз, и гелиотроп, и оникс. Для геолога – и дорогой изумруд, и доступный аметист – просто силикаты. Ему дела нет до их рыночного различия.

Геммолог же живет прикладными целями. Он четко знает, что халцедон на рынке – это вот такой молочного цвета камень, и он никогда не смешает его ни с топазом, ни с изумрудом. Хотя и они - только силикаты для геолога.

Примерно такая же ситуация у лютье-краснодеревщиком и ботаников. Ботаники могут до белого каления перечислять семейства и царства; доказывать, что вот эта древесина не имеет права называться красным деревом, а имеет такое право только вот эта. И краснодеревщику не будет никакого дела до излияний ботаника, т.к. он ориентируется не на научную классификацию, а на декоративные свойства и сходство физических характеристик.

Чтобы называться «красным деревом» у лютье, древесина должна соответствовать следующим характеристикам:

•    У нее должна быть древесина коричневато-красных тонов;
•    Эту древесину возможно так отделать, чтобы она приобрела декоративные отблески и красивую фактуру;
•    Ее физические характеристики должны укладываться в строгую вилку прочности и легкости.

Самая распространенная «краснуха» - махагони. Именно махагони чаще всего применяют для постройки гитарных корпусов.
Очень часто для замены махагони используют более дешевую древесину сапеле или нато. Она мягче, она легче, она не так звучна. Внешне сапеле и нато – практически неотличимы от махагони.

Вторая по распространенности красная древесина – разновидность падука – сандал. Сандал дороже махагони. Это драгоценная порода и для гитаростроения применяется крайне редко.
Упоминаемый нами тис – тоже относят к красной древесине, как и некоторые виды ореха, яблони и рябины.

При выборе гитары с красным деревом нужно ориентироваться только на махагони, а не просто на redwood – «красное дерево». Если в описании гитары есть слово redwood, но нет уточнения – какой же это redwood – почти наверняка там будет дешевая древесина нато.
С переменным успехом древесину махагони заменяют орехом. Это плотная и качественная древесина, которой не нужно опасаться. К тому же – орех очень красив.

Береза.
Береза также пришла в гитаростроение от скрипичных мастеров.
Это не такое распространенное дерево для гитар – часто из-за ценового предубеждения. По сложившимся стереотипам, дешевое дерево не может хорошо звучать. Это, конечно, глупость. До на дошли великолепные гитары с корпусами из березовой древесины, которые – уж точно – не уступают по звучности клену.

ДРЕВЕСИНА СОВРЕМЕННОЙ ГИТАРЫ
Дионисио Агуадо в капитальной «Школе игры на гитаре» советовал лютье использовать клен не только для гитарных корпусов, но и для верхних дек.
Совет спорный, но, видимо, таковы были вкусы того времени.

Звук гитары шел за вкусовыми пристрастиями – и постепенно стал подражать не человеческому голосу (как скрипка), а фортепиано. Клен не давал такого глубокого тона – и его постепенно стали вытеснять ценные экзотические породы.


Вестерн-дредноут мануфактуры D'OFF с корпусом из массива клена.
Инструмент сделан специально для сторонников "светлого" звука.


Лютье изменили конструкцию гитары, с нею – изменились предпочтения в выборе древесины.
Ель окончательно утвердилась в качестве стандарта для верхней деки. При дефиците ели - лютье с успехом заменяют ее кедром.
Нижняя дека и обечайки – перешли к краснодеревщикам, которые активно стали использовать еще и палисандр.

Палисандр.
Идет на обечайки и нижнюю деку. Также из него делают накладки на гриф и бриджи.


Малый парлор мануфактуры D'OFF.
Верхняя дека - кедр, корпус - палисандр.



Классическая гитара мануфактуры D'OFF с корпусом из палисандра.

Rosewood (палисандр) - древесина с изумительными характеристиками. Палисандр удовлетворяет самым требовательным вкусам – он великолепно окрашивает верхний диапазон звуков, а нижнему – придает ту самую колокольную раскатистость.. У него один недостаток, он же – решающий. Палисандр – страшно дорог.
Ему постоянно стараются найти замену, но, видимо, успеха в этом деле, как не было, так и не будет.

Махагони – перешел в разряд материалов, доступных по цене рядовому покупателю.


Вестерн формы "джамбо" мануфактуры D'OFF.
Дорогой палисандр здесь заменен более доступным махагони.


Из махагони стали делать даже деки, чего в классический период не допускалось. Некоторые музыканты находят, что у гитар с махагониевой декой – очень интересный звук. Но чаще всего – махагони используют для корпусов (для дна и обечаек). Эрзацы махагони (например, нато) – используются для изготовления грифов.

ФАНЕРОВАНИЕ, ШПОНИРОВАНИЕ, ЛАМИНИРОВАНИЕ.
Разберемся в терминах.
Вопреки современному расхожему мнению, фанерование – не всегда удешевление. Фанерование – не равно фанере.

Фанерование – декоративное соединение более дорогой древесины с равным ей массивом древесины дешевой. Например, в XIX веке было модно фанеровать гитары из массива сосны – палисандром. Делалось это не для удешевления, а для улучшения декоративных качеств и для улучшения звука.
Если принять во внимание то, что звук гитар, фанерованных красным деревом или палисандром, вполне удовлетворял лютье, то придется признать, что теоретические выкладки о неизбежном ухудшении звука при фанеровании – несостоятельны.

Сошлемся на авторитет только двух прославленных имен. Луис Панормо – фанеровал свои гитары из сосны – палисандром, а Лакот чаще всего использовал три комбинации: массив сосны+палисандр, масси сосны+красное дерево, массив клена+атласное дерево.


Сосновая гитара Луиса Панормо, фанерованная палисандром.
Как определяют фанеровку таких гитар? Ответ станет понятен из нижних иллюстраций.



Рене Лакот сделал эту гитару из сосны, что отлично видно, если заглянуть в резонаторное отверстие.
Но сверху сосна фанерована декоративным кленом.



И еще одна гитара лютье Лакота.
По внешнему виду - она палисандровая, но это не так. Палисандром она фанерована, а сделана - из той же сосны. В голоснике видны годовые кольца сосны. Чтобы это не так бросалось в глаза - сосна затонирована коричневой морилкой под палисандр.



Конечно же, Рене Лакот не стремился к фанеровке ради фанеровки. Он сделал очень много инструментов и подавляющее большинство - без фанерования.
На снимке - кленовая гитара. В резонаторе видна структура клена.


Сейчас мастера не отказываются от фанерования. Появился даже просторечный термин для обозначения фанеровки. Т.к. фанера – это почти ругательство, стали говорить о фанерованном материале корпуса: «бутерброд». Название прижилось и его можно иногда видеть в гитарных спецификациях.

Схоже с фанерованием – шпонирование. Отличие в том, что вместо равного по объему массива благородного дерева, при шпонировании используются тонкие слои такого дерева – так называемый «шпон». Шпон не так сильно влияет на звук, но, все же, влияет довольно заметно. Шпонированная дорогим деревом фанера – звучит выигрышнее фанеры крашеной или ламинированной.


Гитара старого мастера Энрике Гарсия.
Корпус выполнен из клена, из клена же сделан и гриф, но головка грифа - шпонирована драгоценным палисандром.



А это уже современная поделка.
Гриф склеили из простой фанеры. Это видно по слоям шпона. А голову сверху - ламинировали простой краской. Накладка сделана из тонкого (чрезмерно тонкого) шпона палисандра.
Слева - непостижимым образом проник в коллаж пиленый шпон ясеня. Пусть будет.


Ламинированием называют декоративное покрытие фанеры или древесного массива – любым недревесным материалом. Ламинировать можно почти всем – от краски до синтетической пленки. Чаще всего ламинирование применяется там, где нужно скрыть пороки фанеры или дерева. Это очень простой способ, очень дешевый. Ждать хорошего звука от ламината – не следует.

У самой же фанеры – долгая и интересная история.

АКУСТИЧЕСКАЯ (РЕЗОНАНСНАЯ) ФАНЕРА
Заключим этой историей – обзор гитарных материалов.

В конце XIX века в Америке жил очень активный изобретатель – Лео Бакеланд.



Он был из числа тех неугомонных людей, которых озаряет идеями в самый неподходящий момент, потому – прошлые их изобретения всегда остаются недоделанными. Как же можно продолжать старый бизнес, если появилась новая идея?
Лео работал на фабрике Истмена Кодака, где руководил производством фотобумаги.
Однажды он помогал местным электрикам. А нужно сказать, что в то время, в качестве изолянта использовали самые разные материалы – чаще всего шеллак. Да, тот самый шеллак, которым лютье покрывают гитары.
Шеллак обладал электроизолирующими свойствами, но был дорог – во-первых, и неудобен – во вторых. Лео Бакеланд решил найти ему замену.

Не очень ясно, шел он к цели осознанно, или вмешался случай, но факт есть факт – он обнаружил, что смесь фенола и формальдегида – пластичная в естественном состоянии, под нагревом – становится твердой и очень устойчивой.
В эту смесь можно было добавлять разные присадки и красители – и получать твердый материал разных цветов, оттенков и разный по прозрачности.
Как уже понял читатель – Бакеланд изобрел пластмассу. Ее назвали бакелитом – и используют до сих пор.

Каким же боком, - спросите вы, - бакелит соотносится с гитарами?
Самым питательным боком. На основе бакелита делают особый вид фанеры – единственно пригодный для резонансных корпусов.

Фанера – это такой материал, в котором нечетное количество тонких слоев дерева – шпона - склеивается в единый конгломерат.
Шпон получают тремя путями. Его можно срезать с крутящегося ствола широким ножом, как шелуху с картошки. Так получают самый невзрачный шпон – лущеный. Он же – самый дешевый.
Можно пропустить дерево через тонкие ножи. Тогда получится пиленый шпон  - он потолще лущеного, но гораздо более красивый. В нем будут видны структурные элементы дерева – они образуют причудливые рисунки, которые так ценятся краснодеревщиками. Такой шпон более дорог. К тому же, пиленый шпон сопоставим по толщине с древесным массивом, потому он почти не применяется для фанерования или изготовления фанеры. Он целиком идет на ламели – для паркета, для разнообразной отделки.


Лущение шпона и пиление шпона.

Можно не дерево пустить под нож, а заставить нож скользить по стволу. Метод отличается от пиления. Отличается и конечный продукт. Строганый шпон – гораздо тоньше пиленого. Но это – один из самых дорогих видов шпона. Он идет на декоративную отделку – гитарных корпусов в том числе.

Нечетное количество слоев клеится разными клеями – влагостойкими, невлагостойкими, натуральными, синтетическими, пластичными или жесткими.
Когда возник вопрос: как же склеить фанеру, которая была бы идеально пригодной для музыкальных инструментов? – вспомнили о бакелите.

Бакелит – чертовски стоек. Он не обращает внимания на влагу. Он не коробится от перепада температуры. Можно перечислять до бесконечности, чего НЕе боится бакелит. Проще сказать, чего он боится – горячей царской водки. Смертельной смеси кислот.
Т.к. царская водка – редкий продукт в домах гитаристов, решили, что именно бакелит – будет служить им верой и правдой.

Действительно, так и получилось. Лучшую акустическую фанеру клеят бакелитом. Она так и называется – бакелитовая фанера. Другие ее названия – фанера акустическая, фанера резонансная, фанера авиационная.
Для доступных гитар такую фанеру делают из одного вида шпона – лущеного липового, березового или елового. Фанера, сделанная таким способом, довольно серая и неприглядная, потому ее часто облагораживают ламинированием – покрывают либо краской, либо декоративной пленкой из бумаги или синтетики, а сверху – обильно лакируют.

Для более дорогих инструментов – верхний нечетный слой шпона отличается от основной массы фанеры. Его делают из благородных пород – палисандра, ясеня или махагони. От этого улучшается не только внешний вид, но и звук, т.к. изотропный (цельный, однородный) материал – приобретает свойства анизотропности, обогащается переменными средами и, соответственно, приобретает музыкальные обертона. Почти как настоящий древесный массив.

Фанера звучна, неприхотлива, ее сложно испортить и сложно убить неправильной эксплуатацией. Так почему музыканты относятся к ней с таким плохо скрываемым пренебрежением?

Ответ прост. Фанера звучит одинаково по всему белому свету. И в Поднебесной, и в Новом Свете, и в старушке Европе – звук гитары из бакелит-фанеры – будет приличным, очень звучным, гулким и басовитым – но совсем одинаковым.
Инструмент же из древесного массива – всегда имеет свой собственный голос. Две одинаковые гитары из массива – не будут звучать одинаково. Тем они и ценны.

КАКИМИ ГИТАРАМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Подведем итог ликбезу по гитарным материалам.
Современная гитара – по сочетанию материалов – может быть:

•   Полностью массивной.
У такого инструмента будет хвойная (еловая, кедровая) или махагониевая дека и корпус из лиственной древесины (клена, палисандра, махагони). В спецификациях и различных наклейках – такая гитара будет названа all solid.

•   Массивнодечной.
У такой гитары дека будет из хвойного массива, а корпус – из бакелит-фанеры.
Чаще всего корпуса таких гитар шпонируются, но встречаются и дешевые ламинированные гитары.
Некоторые производители пытаются делать массивной не только верхнюю деку, но и нижнюю, а обечайки – оставлять фанерными. Это благоприятно сказывается на звуке и не очень – на цене. Стоимость таких гитар мало отличается от стоимости гитар из полного массива.
В спецификациях и различных наклейках – такая гитара будет названа top solid.

•   Фанерной.
Гитар из бакелит-фанеры не нужно бояться. Это самые дешевые, но не самые плохие гитары. Лучше всего выбирать шпонированные инструменты. Ламинированные должны отличаться от шпонированных меньшей ценой и большей доступностью.

•    Неприкасаемой.
Если ценник гитары сопоставим с ценником бутылки водки – не нужно покупать такую гитару. При такой цене, сделана она будет из последних материалов, пригодных для гитаростроения.

•    Композитной.
Некоторые сценические гитары изготавливаются с применением композитных материалов. Фирма Ovation, к примеру, делает гитары с корпусами из пластика. Они не вполне умещаются в тематику этой статьи – и заслуживают особого разговора, который, надеемся, у нас еще впереди.


(C) Кудрявцев Алексей
(С) D'OFF
Заимствование не вопрещается. Мы не жадные и денег не попросим. Перепечатывайте и пользуйтесь.
Просьба - уведомить и дать ссылку. Ребята, давайте не гадить друг другу.
Tags: ликбез, материаловедение

Posts from This Journal “ликбез” Tag

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.1

    Отлично помню, что начал интересоваться историей лаковых покрытий – ровно с возмущения словами патриарха Рамиреса III. Он написал, что…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.2

    начало - здесь Как Шёнбейн обидел жену. Для общего развития – поговорим о самом знаменитом в мире лаке. Не о гитарном, нет. О лаке для…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.3

    начало продолжение Немного теории Так. На некоторое время остановимся и перестанем двигаться по истории, перестанем просто перечислять…

  • Чем бы еще заменить дерево? Часть 1.

    Пытлив человеческий ум. Не спится спокойно изобретателям. Гитаростроение, при всей кажущейся фундаментальности, также заражено новшествами,…

  • Чем бы еще заменить дерево? Часть 2.

    начало - вот где Разгадка – в новом параллельном изобретении.Ранее двойной деки, Агуадо изобретает особую подставку для гитариста…

  • Поговорим о строении гитары еще раз?

    Первым вариантом этой статьи был ликбез – простое перечисление анатомических элементов гитары. Так пожелал заказчик. Но после мы сообща…

  • ГИТАРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. ОЧЕРК ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 1.

    Проследим эволюцию гитарных материалов. ПЕРИОДИЗАЦИЯ Можно сразу и смело поставить водораздел по двум основным историческим отрезкам…

  • А вот старые мастера делали деки из клёна!

    И правда, тот же маэстро Агуадо, которым мы все уши прожужжали читателям, рекомендовал лютье Лакоту делать гитары с кленовым корпусом, да еще и деку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments