doff_guitars (doff_guitars) wrote,
doff_guitars
doff_guitars

ГИТАРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. ОЧЕРК ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 1.



Проследим эволюцию гитарных материалов.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Можно сразу и смело поставить водораздел по двум основным историческим отрезкам гитаростроения: первый придется на вилку от возникновения гитары до XVIII века, а второй – от XVIII века и до наших дней.
Гитара не была свободной в своем развитии. Она всегда подчинялась музыкальной моде. И, если первоначально, ориентиром ей служила скрипка, - а если говорить еще более широкими категориями – человеческий голос (т.к. скрипка – целиком копировала вибрато человеческого голоса), - то позже – эталоном стали колокольные водопады арфы и фортепиано.

Менялись пристрастия – менялись и материалы.
Вспомним общую периодизацию гитарной истории.


1. Ренессансная гитара – появилась в XVI веке, а в XVII веке уступила место барочной.
Ни одной ренессансной гитары до нашего времени не дошло.
Отличительный ее признак – четыре хора.
2. Барочная гитара. Начало ее – XVII век. Барочная гитара жила довольно долго – и в каждой стране по-разному. Где-то она не пережила XVIII век, а где-то (например, в Испании) – дожила аж до XIX века.
Отличительный признак барочной гитары – хоры. А точнее – пять или шесть хоров.
3. Переход от хоров к одиночным струнам – важнейшая характеристика классического периода гитаростроения.
Этот период продолжался до конструктивных реформ XIX века.
4. Гитара романтическая  - ребенок «золотого века» гитаростроения. Начало его – от первой трети XIX века – до XX века.
В этот период гитары становятся такими, как мы их знаем, но все еще не выходят за рамки мастерских и мелких мануфактур.
5. Современный период – унификация гитар из-за переноса массового производства на поточные формы. Эволюция затормозилась, ничего нового не изобретается. Гитары одинаковы по всему миру.

Очевидно, что к первым двум периодам необходимо прибавить третий – период массового производства, где выбор материала диктует конвейер.
Это совершенно справедливо. Период фабрик и гитарных заводов – от конца XIX века до наших дней. Материалы радикальным образом меняются.

МАЛЫЙ ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД
В XIII веке, по причине, которая остается загадкой до сих пор, Гольфстрим замедлил свое течение. Европа стала замерзать. Холод длился без малого триста лет. Слегка потеплело только к XVI веку – и тогда на континенте, наконец, ели стали наращивать слои древесины.
Гитара появилась в XVI веке, тогда же – ель вошла в обиход скрипичных мастеров. До этого времени – хвойных пород почти не знали и пользовались любой пригодной древесиной, а еще – очень широко – разными эрзацами. Например, черепаховыми панцирями.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ И ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
Царства хвойных и лиственных растений включаются в обширные отделы цветковых (или покрытосеменных) и голосеменных.
Смена климата на европейском континенте сдвинуло предпочтения лютье. Если первоначально хвойные породы деревьев не пользовались популярностью, то, где-то с века XVII – лютье опытным путем доказали их исключительную звучность. Еще не имея теоретического обоснования, они эмпирическим (опытным) путем пришли к выводу, что хвойные массивы – превосходят лиственные по звуковым свойствам.

ТЕОРИЯ
У всех деревьев – схожая анатомия.
Основных частей две – древесина, ксилема и кора, флоэма.
В подавляющем большинстве клеток ксилемы и флоэмы – жизни нет. Единственный активный слои древесины, который делится и который образует годовые кольца – находится между ксилемой и флоэмой.
Это камбий.
Клетки камбия активно делятся и со временем образуют все структурные компоненты древесины.
Молодая клетка камбия может стать лучом, трахеидой, волокном либриформа – всем, что необходимо на данный момент дереву.


Видны анатомические части древесины:
Тонкий слой КАБМИЯ разделяет

ФЛОЭМУ, кору от
КСИЛЕМЫ, древесины,

в которой темная ЯДРОВАЯ ДРЕВЕСИНА
явно отличается от молодой и светлой ЗАБОЛОНИ.


Различия между хвойной древесиной и древесиной лиственной – в соотношении основной ткани.
Основная ткань хвойной древесины – трахеиды.
Основная ткань лиственной древесины – волокна, либриформ.

Трахеиды, в отличие от либриформа, - не спутанные, не волокнистые. Это длинные, полые клетки, расположенные в строгом порядке.
Они очень хорошо иллюстрируются на примере трубочек для коктейля. Если расположить трубочки рядами – получится наглядный образ трахеид хвойной древесины в большом приближении.



Это красивая конструкция, в которой части не мешают друг другу, а значит – звук проходит по ним весьма свободно, не встречая препятствий.

Лиственная древесина – гораздо сложнее по строению. Она, если говорить совсем просто, хаотична, испещрена разными вставками. Это произошло из-за необходимости накапливать питательные вещества в зимний период. Хвойные деревья не нуждаются в запасах питательных веществ – он стоят зелеными зимой и летом. А вот лиственным – нужны внутренние депо, в которых хранятся запасы, поддерживающие дерево долгими и холодными зимами.
Итак, волокнистый либриформ – основная часть лиственных пород деревьев. Это верно, но не совсем. Лиственные деревья – самые многочисленные на планете и не всегда им нужен этот самый волокнистый либриформ. У тропических пород основная часть – не волокна, а запасающие клетки – паренхима. Паренхима придает тропическим растениям легкость, практически невесомость, т.к. при высыхании – в ней почти нет жесткого и тяжелого каркасного материала. Из-за этого, кстати, она еще и хрупкая. Из такой древесины делают мебель для кинофильмов. Те самые столы и стулья, которые так красиво разбиваются о головы ковбоев.

Паренхима есть и в хвойной древесине (только там ее совсем мало), и в лиственной.
Если совсем упростить, то паренхима – все живое в массе дерева, а трахеиды и либриформ – все одревесневшее, отмершее. Паренхима – питает, либриформ и трахеиды – укрепляют. Паренхима – депо питательных веществ, либриформ и трахеиды– каркас.

Кроме либриформа, лиственная древесина содержит массу других включений – лучевые клетки, сосуды, осмоления, тилы и т.п.



Сравнение строгой и упорядоченной хвойной древесины и хаотичной, многосоставной лиственной.

Хвойная древесина состоит из:
трахеид,
лучевых включений,
запасающей паренхимы,
смоляных каналов.
Основная часть - трахеиды.

Лиственная древесина состоит из:
либриформа (волокон),
трахеид,
запасающей паренхимы,
сосудов, лучевых включений.
Основная часть - либриформ.


Таки нагромождения плохо сказываются на звукопроводящей, резонирующей способности лиственных пород – звук в этой древесине как бы спотыкается о препятствия, не имеет возможности свободного распространения.
Поры, так популярные у гитаристов (их все время пытаются открыть/закрыть – с неясными теоретическими обоснованиями), – есть и у покрытосеменных, и у голосеменных. Поры идут вдоль клетки. Они всегда парные, т.е., если у одной трахеиды есть пора, то она обязательно соприкасается с порой соседней трахеиды. Благодаря таким соприкосновениям, древесина передает продукты жизнедеятельности от клетки к клетке.
Переносит, вводит и выводит.



В конце ликбеза, нужно дать еще два термина, которые часто встречаются в статьях о гитарной анатомии. Наверняка читатель видел ругань на форумах, основная тема которой – «полосатость» древесного массива.

Дело в том, что молодая часть дерева та, что ближе к флоэме, к коре – всегда светлее части старой, той, что ближе к центру. Светлая, молодая часть называется заболонью, а темная, старая – ядром, ядровой древесиной.
Если прорезать ствол радиальным методом, т.е. строго по радиусу (когда хорда, прямая – идет от коры к центру) – то смешивания заболони и ядра практически невозможно избежать. В гитаростроении это не считается пороком, но считается легким косметическим недостатком, от которого избавляются самыми разными способами – от радикального ламинирования (покрытия древесины декоративной пленкой), до безобидного тонирования. Оптимально для звука – вообще не трогать древесину. Если есть силы и есть возможность не обращать внимания на полосатость – лучше все оставлять все так, как это придумала природа. Любое покрытие – неизбежно гасит звук.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ДРЕВЕСИНЫ
Основной звуковой излучатель гитары – верхняя дека.
Она образует основной, примарный тон гитары – она же определяет качество звучания инструмента.
Исходя из этого – для строительства верхней деки используют древесину с максимальной резонирующей способностью.
Изначально для верхней деки использовались хвойные породы – сосна и ель.
При реформах XIX века были попытки заменить ель лиственной древесиной клена, но это плохо прижилось.

После порчи хвойной древесины в Европе двадцатого века – удачной заменой ели стал кедр.
С переносом производства на заводы – из ряда музыкальной древесины выпала сосна, т.к. она богата смолой и смоляными карманами. Слишком велик был выход брака.


Драматичные осмоления сосны.
Обратите внимание на обилие сучков.


Нижняя дека и обечайки не влияют напрямую на примарный тон, но активно обогащают его дополнительными обертонами.
Так клен – добавляет резкости верхним частотам, махагони – выделяет средние, а палисандр – расцвечивает звуки по всему диапазону. Палисандровая гитара будет звучать басовито и звонко. Особенно активно влияет на звук нижняя дека. Влияние обечаек не так явно.
На корпусы чаще всего идет палисандр и красное дерево (махагони). Реже и под узкий репертуар строятся корпусы из звонкого клена, ореха, березы.
Липу также используют, но чаще всего – для изготовления шпона, который в дальнейшем идет на акустическую фанеру.

Грифы акустических гитар не так капризны. Их позволительно делать из самого разного дерева. Чаще всего используют дешевую красную древесину – сапеле и нато.
Клен – также популярен у лютье, но его чаще ставят на электрогитары, хотя ограниченно ставят и на акустику. Качественный клен дороже и нато, и сапеле.

Экзотические породы, навроде эбена, используются редко – и на дорогих гитарах. Чаще всего эбен идет на накладки грифа и на бриджи.

ДРЕВЕСИНА РАННЕЙ ГИТАРЫ
Мастера, что жили до XVIII века – известны все. Их можно буквально сосчитать по пальцам рук.
В Венеции работал Маттео Селлас, в Неаполе – Стадлер, в тевтонском Гамбурге – Флейшер, а в Париже – чудный мастер Дюмениль и семейство Вобоамов.


Барочная испанская гитара.
Наборная нижняя дека.


Тогдашний выбор материалов легко объяснить конструкцией барочной гитары. Задняя ее дека была не такой, как мы привыкли – ее не делали из массива. Она была куполообразной и наборной, т.е. склеенной из деревянных планок. Наборную деку гораздо проще изогнуть, да и вообще – проще придать ей любую форму.

Запомним самые распространенные материалы для гитарных корпусов XVII века.

Кипарис и тис.
Это хвойные породы дерева. Легкие и певучие.
Звук кипариса – немного легкомысленный, но для репертуара того времени он подходил как нельзя лучше. Гитару использовали в качестве аккомпанирующего инструмента – и серебристые звуки кипариса – очень хорошо сочетались с камерной музыкой.
Тис – немного тяжелее. Тис считают предшественником красного дерева, но сходства тут – чисто внешние. Тис –
гораздо более ценная порода древесины, а ее резонирующие показатели – далеко опережают лиственную краснуху.
Из кипариса делали не только корпуса, но и верхние деки.
Эти гитары дошли до наших дней – они замечательно звучат, а умирать и не думают.
Современные мастера также пользуют кипарис. Он незаменим для изготовления фламенко-гитар – невесомых инструментов с характерным, звенящим звуком.

Эбен.
Шел на отделку. Из черного дерева делали накладки, бриджи, очень редко – корпуса. Все же, эбен – очень дорог. И был дорог, и есть.

Черепаховый панцирь.
Очень странная догадка старых мастеров, но, тем не менее, довольно удачная. Кипарисовый верх и черепаховый корпус – сочетание, распространенное у барочных лютье. Мастер Вобоам, к примеру, делал изумительные ювелирные гитары из черепахового панциря. До сих пор можно встретить такие инструменты, но уже в качестве сувенирной экзотики.


Черепаховая гитара лютье Вобоама.


Слоновая кость.
Широко распространенный отделочный материал. Костью инкрустировали деки.


Богатые инкрустации слоновой костью на гитаре лютье Дюмениля.

продолжение читаем здесь

(C) Кудрявцев Алексей
(С) D'OFF
Заимствование не вопрещается. Мы не жадные и денег не попросим. Перепечатывайте и пользуйтесь.
Просьба - уведомить и дать ссылку. Ребята, давайте не гадить друг другу.

Tags: ликбез, материаловедение

Posts from This Journal “ликбез” Tag

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.1

    Отлично помню, что начал интересоваться историей лаковых покрытий – ровно с возмущения словами патриарха Рамиреса III. Он написал, что…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.2

    начало - здесь Как Шёнбейн обидел жену. Для общего развития – поговорим о самом знаменитом в мире лаке. Не о гитарном, нет. О лаке для…

  • ЛАКИ В ЛИЦАХ, ч.3

    начало продолжение Немного теории Так. На некоторое время остановимся и перестанем двигаться по истории, перестанем просто перечислять…

  • Чем бы еще заменить дерево? Часть 1.

    Пытлив человеческий ум. Не спится спокойно изобретателям. Гитаростроение, при всей кажущейся фундаментальности, также заражено новшествами,…

  • Чем бы еще заменить дерево? Часть 2.

    начало - вот где Разгадка – в новом параллельном изобретении.Ранее двойной деки, Агуадо изобретает особую подставку для гитариста…

  • Поговорим о строении гитары еще раз?

    Первым вариантом этой статьи был ликбез – простое перечисление анатомических элементов гитары. Так пожелал заказчик. Но после мы сообща…

  • ГИТАРНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. ОЧЕРК ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 2.

    продолжение начало - здесь ДРЕВЕСИНА ГИТАР КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА И «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ГИТАРОСТРОЕНИЯ XVIII-XIX века – время…

  • А вот старые мастера делали деки из клёна!

    И правда, тот же маэстро Агуадо, которым мы все уши прожужжали читателям, рекомендовал лютье Лакоту делать гитары с кленовым корпусом, да еще и деку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments